Оформляя кредит, человек должен указать не только свои данные, но и телефоны контактных лиц. Это могут быть родственники, друзья, коллеги, работодатель. И, если при своевременной оплате кредита, это остается просто формальностью, то при возникновении задолженности контактные лица могут испытывать большие неудобства, связанные со звонками кредиторов и коллекторов.
В статье расскажем, законны ли звонки коллекторов родственникам должника, и что делать при нарушении ваших прав.
Как регламентирована деятельность коллекторов в Казахстане
Деятельность агентств по сбору долгов в Казахстане регулируется Законом «О коллекторской деятельности». Он гласит, что коллекторы имеют право взаимодействовать с контактными лицами, которых заемщик указал при оформлении кредита или микрозайма. При этом закон четко регламентирует, насколько часто и с какой целью коллектор может обращаться к контактному лицу.
Как коллектор может контактировать с родственниками должника
Все способы взаимодействия кредитора с третьими лицами определены законом. Сотрудники коллекторского агентства имеют право связываться с должником и контактными лицами следующими способами:
- телефонные звонки;
- личные встречи;
- текстовые и голосовые смс;
- общение в мессенджерах и соцсетях.
При каждом звонке или встрече коллектор обязан сообщить наименование агентства и его регистрационный номер в реестре, свои ФИО и должность, наименование кредитора (банка или МФО), сведения о задолженности.
Коллектор имеет право контактировать только с теми лицами, данные которых указаны в кредитном договоре. Если звонки поступают родственнику, который не давал свое согласие, и не был указан при оформлении заявки, то это незаконно.
Как часто и в какое время могут поступать звонки
Коллекторы могут звонить должнику и контактным лицам только по будням с 8.00 до 21.00 по местному времени не более трех раз в день. В это же время возможны личные встречи, но не чаще чем три раза в неделю. Во время общения коллектор обязан вести аудио- или видеозапись.
Какие действия коллекторов незаконны
Во время общения сотрудник должен быть вежливым. Он не имеет право прибегать к угрозам и запугивать собеседника.
Следующие действия коллекторов являются незаконными:
- вторжение в жилище должника или его родственников;
- распространение конфиденциальной информации о должнике;
- причинение вреда имуществу;
- угрозы в адрес должника и его родственников;
- применение насилия.
Также коллекторы не имеют право требовать от третьих лиц полного или частичного погашения долга. Кредитор может позвонить родственнику должника, чтобы, например, уточнить его местонахождение или попросить передать информацию.
Могут ли звонить родственникам, если должник не указывал их данные
Представители кредитора и коллекторы имеют право звонить только тем контактным лицам, данные которых заемщик указал при подаче заявки. Однако, можно встретить такие отзывы от должников о разных МФО:
Марат, допустил просрочку в Credit365:
Осторожно! Компания ворует все контакты с телефона! Это происходит во время регистрации или заполнении данных. При просрочке кредитов задействуют ваши контакты, звонят всем, даже тем, кого не указывал при оформлении займа. Гугл в курсе?
Асылхан, рассказывает про звонки родственникам со стороны МФО CreditPlus:
Всегда был лояльным клиентом этой МФО, сам заранее позвонил сказал что будет в этом месяце немного задержка по оплате, на 4-ый день всем родственникам отправили смс рассылку как уклонист от оплаты, даже после того как оплатил рассылка шла пару дней, никогда в жизни не буду брать у них и вам не советую брать у них.
Арипа, сообщает про звонки от MoneyMan.kz близким родственникам:
Звонят и хамят мне и ближайшим родственникам, хотя до оплаты ещё 4 дня!!! Научите своих хамак разговаривать, больше в жизни не возьму у вас займ и везде буду отзывы такие оставлять!
К сожалению, коллекторы не всегда ведут свою деятельность в рамках закона. Иногда они могут находить номера телефонов родственников должника в соцсетях, “слитых” базах сотовых операторов и других открытых источниках. Если вы столкнулись с похожей ситуацией, то, пожалуйста, поделитесь информацией в комментариях с указанием названия МФО.
Куда жаловаться, если ваши права нарушены
Если вы чувствуете, что вам грозит опасность, коллектор проявляет открытую агрессию, угрожает, пытается применить насилие, то следует вызвать полицию. По возможности постарайтесь снять действия коллектора на видео или записать на диктофон. Эти записи можно будет использовать в качестве доказательства нарушения ваших прав.
Если прямой угрозы нет, но вы считаете, что ваши права нарушены, можно написать жалобу в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Это можно сделать по электронной почте: info@finreg.kz, либо направить по почте на адрес: А15С9Т5, г. Алматы, мкр. «Коктем-3», д. 21. Также возможна подача заявления через портал egov.kz.
Резюме
- Коллекторы имеют право звонить родственникам и контактным лицам должника, но не могут требовать оплаты долга.
- Звонки могут поступать только тем лицам, данные которых были указаны при подаче заявки на кредит. Если звонят другим родственникам или друзьям должника, это незаконно.
- Сотрудник может только уточнить, где находится должник, или попросить родственника передать ему ту или иную информацию.
- Звонки могут поступать только по будним дням с 8.00 до 21.00, не более трех раз в сутки.
- Личные встречи можно проводить не чаще, чем три раза в неделю, с 8.00 до 21.00.
- Если ваши права нарушены, вы можете обратиться в полицию или подать жалобу в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.